всегда готовы ответить
на ваши вопросы
Безопасность и ранжирование или сохранение трафика? Примерно такой вопрос стоял перед вебмастерами и владельцами сайтов в 2014-2015 годах, когда Google объявил HTTPS одним из факторов ранжирования. Действительно, в начале ажиотажа вокруг нового протокола отрицательных опытов переезда с потерей трафика было значительно больше, чем положительных. Посещаемость проседала и на некоторых ресурсах так и не возвращалась к первоначальному уровню.
Время шло, поисковые системы давали разъяснения, и случаев успешного переезда становилось все больше. Сейчас в блогах, на форумах и профильных ресурсах полно и тех, и других историй. Мы же хотим рассказать о своем опыте перевода одного из клиентских сайтов на HTTPS с пошаговым алгоритмом действий, который позволил не потерять трафик. Но сначала вспомним рекомендации поисковых систем.
Что говорят о протоколе HTTPS поисковики
Главные опасения владельцев сайтов при переезде связаны с потерей трафика и позиций, а также выпадением страниц из индекса поисковиков. Чтобы этого не произошло, переводить ресурс на новый протокол нужно аккуратно и не спешить — на все про все уйдет 2-3 месяца.
Хотя Google уже во всю дает привилегии сайтам на защищенном протоколе, а Яндекс утверждает, что никаких преимуществ в выдаче у них нет, в рекомендациях по переезду поисковики сходятся.
В блоге Яндекса можно найти общий порядок действий при переходе на HTTPS, Google и вовсе ограничивается общими рекомендациями и ответами на популярные вопросы. Ниже мы приведем свой алгоритм на примере сайта cardplace.ru. Надеемся, он поможет вам лучше понять тонкости процесса и перевести свои сайты без потерь.
Статистика до переезда
В конце апреля наша SEO-команда получила задачу перевести интернет-магазин cardplace.ru с протокола HTTP на HTTPS. Сайт достаточно старый и известный, с уже сформировавшимся трафиком.
1 — Динамика трафика до смены протокола
Пик трафика приходится на новогодние праздники и потом плавно спадает — сезонная закономерность для этого магазина.
Наш алгоритм переезда на HTTPS
Мы знали, что если переводить сайт на новый протокол резко и сразу настроить редирект, он может серьезно просесть в трафике, поэтому действовали аккуратно, и процесс занял чуть больше 3 месяцев.
Добавляем в Яндекс.Вебмастер. Первым делом мы добавили в панель управления сайт с новым протоколом и установили флажок «Добавить HTTPS» в разделе «Индексирование — Переезд сайта».
Указываем сайт на HTTPS в качестве главного зеркала
Ждем индексации. Вхождение в индекс Яндекса страниц с HTTPS заняло 2 месяца. Чтобы ускорить процесс, мы отправили наиболее важные страницы сайта на принудительное индексирование с помощью инструмента «Переобход страниц» в разделе «Индексирование» Я.Вебмастера и добавили карту сайта с https-адресами в панель управления.
Следующим этапом мы проверили версию ресурса с HTTPS на абсолютные урлы в коде сайта с протоколом HTTP и устранили недочеты, чтобы ускорить индексацию нового зеркала сайта с HTTPS. Затем для полной идентичности в адресах почистили внутренние ссылки и заменили абсолютные урлы на относительные. Дело осложнялось тем, что такие адреса были не только в навигации, но и в теле статей. Страниц в интернет-магазине очень много, и спарсить весь сайт сразу не получилось — пришлось разбить его на разделы.
К концу мая мы исправили большую часть урлов, и оба зеркала с HTTP и HTTPS стали доступны для поисковой системы.
Настраиваем редирект. После того, как часть страниц https://www.cardplace.ru вошла в индекс, мы настроили редирект 301 со старого зеркала на новое. Это позволило ускорить процесс индексации нового зеркала, а также передать новому зеркалу вес и траст старого. Кроме того, нужно было проверить переадресацию других зеркал сайта — все три зеркала https://www.cardplace.ru, https://cardplace.ru, https://www.cardplace.ru редиректили на основное — https://www.cardplace.ru.
Меняем главное зеркало. После изменения главного зеркала на https://www.cardplace.ru сайт продолжил успешно индексироваться. В robots.txt мы прописали основное зеркало с https и ждали, пока проиндексируются оба зеркала. Этот период пришелся на май-июнь.
Убираем из индекса страницы с HTTP. После индексации нового зеркала, мы установили редиректы с http на https. Постепенно страницы старого сайта начали уходить из индекса. В конечном итоге версия с http сменилась новой — с протоколом https. На трафике замена зеркал не сказалась. В конце июня Яндекс полностью склеил зеркала сайта, о чем свидетельствует график показов в отчете Яндекс. Вебмастера.
В конце июня трафик с HTTP перешел на HTTPS
Вывод
В начале переезда всегда есть риск потерять и позиции в выдаче, и трафик из-за преждевременной установки редиректов. Это происходит, когда новое зеркало еще не проиндексировалось, а старое уже уходит из выдачи. Несмотря на то, что Яндекс не гарантирует сохранение количества страниц сайта в поиске, его позиций или посещаемости при изменении главного зеркала, нашим специалистам удалось сохранить трафик сайта. Динамика, как видно по выделенной зеленым третьей зоне, не изменилась. Просадок трафика не было, переезд прошел успешно.
2 — трафик во время переезда, 3 — трафик после смены протокола